Буксировка автомобиля - секреты и тонкости
Рано или поздно с этим сталкивается любой водитель. Иногда его буксируют на тросе, иногда он кого-то буксирует. На первый взгляд кажется, что здесь нет ничего сложного - точно так же едешь и рулишь. Но так думают только те, кто сам не пробовал. А кто пробовал - могут рассказать много занимательных историй, связанных с буксировкой. И далеко не всегда это истории со счастливым концом. Вот небольшая подборка случаев:
На самом деле, буксировать другую машину, или самому ехать на буксире - это гораздо опаснее, чем ехать самостоятельно. В этой статье я постараюсь дать советы, которые помогут вам избежать неприятностей. Будем рассматривать только самый популярный случай - буксировка одного легкового автомобиля другим на гибкой сцепке.
ПДД (в редакции от 30.05.2016)
Прежде всего, вспомним правила дорожного движения. Для краткости я убрал всё лишнее (что касается грузовиков, мотоциклов, жесткой сцепки и т.д.):
7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:
... при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);7.3. При отсутствии или неисправности аварийной сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки.
Кстати, однажды меня буксировали с разрядившимся аккумулятором. Пришлось прилепить на заднее стекло аварийный знак малярным скотчем.
10.4. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
на всех механических транспортных средствах - фары дальнего или ближнего света...
на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах - габаритные огни.19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Т.е. передний включает фары как обычно, задний - днём ближний, ночью габариты. Кстати, это не лишено смысла: у некоторых такой ближний свет, что слепит даже днём. Чтобы не слепить переднего в зеркала, лучше действительно включить габариты.
20.1. Буксировка ... должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства
20.2. При буксировке ... запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля
20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 - 6 м. Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с пунктом 9 Основных положений.
20.4. Буксировка запрещается:
- транспортных средств, у которых не действует рулевое управление
- двух и более транспортных средств
- транспортных средств с недействующей тормозной системой
- в гололедицу на гибкой сцепке
В общем, всё достаточно очевидно. Подчеркну два интересных момента: во-первых, в буксируемом легковом автомобиле можно перевозить пассажиров (пункт 20.2). И второе: буксировка в гололёд запрещена!
(Основные положения по допуску...) 9. Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200 x 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью. На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств.
Обратите внимание - обычные тросы, которые массово продают в магазинах, нарушают ПДД! Надо либо найти специальный трос, с уже нашитыми флажками, либо где-то купить отдельно флажки или щитки. Я так понимаю, что флажки - это матерчатые (гибкие) квадратики, а щитки - жесткие (из пластика, фанеры, шифера, и т.д.). На "драйв2" советуют вот такие: http://tp-pro.ru/magazin/folder/flazhki-svetovozvrashchayushchiye-tplus
(Дорожные знаки) 3.7 "Движение с прицепом запрещено". Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.
При буксировке - обращайте внимание на этот знак.
Подготовка
В багажнике всегда должен быть буксировочный трос и флажки/щитки. И аварийный знак. Если всё это есть - можете считать себя готовым :)
Трос
В принципе, для буксировки подойдёт любой трос, если он достаточно прочный. Лучше эластичный - это позволит избежать рывков при трогании, и уменьшить провисание при остановке. Но не покупайте самые дешёвые - у них либо карабин разогнётся, либо крюк оторвётся (порвутся нитки в петле на конце). Кроме того, имейте в виду, что за несколько лет трос может сгнить. У меня был вроде нормальный синтетический (!) трос, и я им пользовался в основном зимой - вытаскивал машины из сугробов, ну и меня вытаскивали. Сушиться домой его, понятное дело, не носил. Через несколько лет пришлось ехать на нём на буксире - он порвался 4 раза! Еще и противотуманку мне разбил.
Кстати, есть такой совет - повесить тряпку на середину троса. Если он порвётся, или разогнётся карабин - это позволит уменьшить повреждения.
При покупке проверьте, что крюки хорошо одеваются на буксировочные проушины на вашем автомобиле - они могут и не подойти. Либо купите круглый трос без крюков, и научитесь вязать беседочный узел. Я раньше умел, но через несколько лет забыл, как это правильно делается - теперь просто тупо накидываю несколько полуштыков, если надо. В общем, не заморачивайтесь, подберите нормальный крюк.
И еще раз напомню: по ПДД на трос надо повесить светоотражающие прямоугольники. Если кто-то въедет в трос, или пешеход об него запнётся, упадет, получит синяк - это будет ДТП, и виноваты будете вы - нарушили пункт 20.3.
АКПП
Автомобили с автоматической коробкой передач лучше не брать на буксир, и не использовать в качестве буксира - есть риск повредить АКПП. Обычно это всё-же разрешается, но медленно и недалеко. Примерно в таком режиме: 30 * 30 * 30, т.е. скорость не более 30 км/час, на расстояние не более 30 км, после чего остановиться на 30 минут "отдохнуть". Конкретные рекомендации содержатся в инструкции к автомобилю - обязательно почитайте, у некоторых моделей буксировка вообще запрещена производителем. А лучше сразу вызовите эвакуатор - это будет гораздо дешевле, чем ремонт коробки.
Как просить о помощи
Итак, вы сломались, и стоите на обочине с грустным видом. Все едут мимо, и никто не останавливается. Почему? Причин две:
1. Опасаются. Все знают, что на дорогах встречаются мошенники, которые просят помощи, и пытаются на этом заработать. Придайте себе вид, внушающий доверие. Не знаю как, придумайте что-нибудь. Если среди ваших пассажиров есть девушка трогательно-беззащитной внешности, отправьте её "голосовать". Или, если вы мужчина, и хотите, чтобы вас буксировала девушка - наоборот, придайте себе брутальный вид. Точнее так: придайте себе вид, который нравится девушкам, которые нравятся вам.
2. Не успевают. Мимо вас едет достаточно водителей, согласных помочь. Но! У водителя много других забот, кроме как пытаться понять, не нужна ли кому-то помощь: надо следить за ямами на дороге, за знаками, за разметкой, за другими участниками движения, разговаривать с пассажиром, переключать каналы в радиоприёмнике... Увидев машину на обочине, он первым делом подумает: "остановились пописять", и больше никак не отреагирует. Увидев рядом голосующего человека - первая реакция: "Ему что-то от меня надо. Но у меня и своих забот хватает. Остановиться, спросить, что конкретно надо? Некогда мне, другие остановятся". Возьмите в руку буксирный трос - так, чтобы он свешивался до земли и был хорошо виден. И ситуация волшебным образом изменилась - теперь водитель сразу видит, что именно вам требуется - "Ага, сломался, просится на буксир". Теперь те, кто согласны помочь, будут останавливаться. Только встаньте так, чтобы вас было видно издалека. Если водитель поймет, что вам нужна помощь, только когда поравняется с вами - он проедет мимо, это физика! А возвращаться захочет далеко не каждый.
Если дело происходит ночью - возьмите в другую руку световозвращающий аварийный знак, и неспешно помахивайте им перпендикулярно дороге. Только отойдите немного назад от машины, чтобы знак не забивался вашей же аварийкой. Увидев летающий знак, водитель на всякий случай снизит скорость - это позволит ему, подъехав поближе, разглядеть вас с тросом, и остановиться, если он согласен помочь.
У меня было два таких случая - один раз я показывал трос, другой - провода для прикуривания. Оба раза остановилась первая же машина. Ещё был случай: ночью на трассе мы остановились перекурить, и через некоторое время к нам подъехала девушка со спущенным колесом. Сказала - никто не останавливается помочь. Наверняка мы перед этим проехали мимо неё - но даже и не заметили.
Перед началом буксировки
Независимо от того, кем вы будете ехать - передним или задним - прежде всего убедитесь, что другой водитель достаточно адекватен. Если вы видите его в первый раз - сперва поговорите, спросите, что случилось, как давно он тут стоит, куда едет, работают ли руль и тормоза, либо сами всё расскажите, стараясь вовлечь в диалог. Обязательно узнайте, есть ли у него опыт буксировки. Иначе есть риск, что на первом же светофоре он вам въедет в зад, либо на повороте въедет во встречную машину. Или, если он будет впереди - пойдет на левый поворот так, что сам проедет, а вас вывезет ровно под встречку. Или еще каким-то образом подставит - вариантов множество.
Предположим, второй водитель внушает доверие, и вы решились ехать. Заранее обговорите маршрут, если надо - нарисуйте, чтобы маневры переднего не были неожиданностью для заднего. Чем меньше будет поводов для волнения, тем лучше. Напомните себе или ему, что если двигатель у заднего не работает - значит, не работает и гидроусилитель руля, и усилитель тормозов. Руль и педаль тормоза станут непривычно тяжелыми! При этом ключ в замок зажигания всё равно надо вставить и повернуть - на многих автомобилях без ключа руль заблокируется.
У меня был случай - как раз, когда аккумулятор "сел", и я прилеплял знак на заднее стекло. По дороге пришлось сделать остановку, и закрыть машину. Когда поехали - я машину открыл, а ключ сунул в карман. Хотя теоретически ведь знал, что надо вставить в замок... Сел, пока пристегнулся, передний трогается - и у меня руль блокируется вывернутым влево. Слева две полосы от обочины, мы выезжаем в первую, меня тащит сразу во вторую. Я тормозить - передний удивляется (как потом рассказал) и снова трогается. Сигнал не работает. Пытаюсь рукой в окно махать, дверь открыть, чтобы показать, что что-то не так - передний не видит. Меня тащит на машины во второй полосе. Судорожно выхватываю из кармана ключ, дрожащими руками вставляю в замок... Ура! Успел, и ключ не выронил, и никого не зацепили, едем! Где-то через километр уровень стресса снизился, и я стал обращать внимание на второстепенные детали. Оказалось, что всё это время я ехал на "ручнике".
Во всех статьях про буксировку пишут, что надо договориться о сигналах, но почему-то примеры сигналов никто не приводит. Собственно, сигнал всего один: задний "бибикает" - значит, надо остановиться. Обязательно это оговорите. Если звуковой сигнал не работает - машите в окно какой-нибудь тряпкой. Заранее приготовьте тряпку специально для этого, положите ее удобно, откройте окно, если погода позволяет, и договоритесь с передним, чтобы почаще смотрел в зеркало.
Ночью без аккумулятора лучше на буксире не ехать. Особенно на трассе. Вроде бы ПДД это прямо не запрещает - но и не одобряет. В самом крайнем случае - хорошо осветите салон какими-нибудь фонариками, примотайте их как-нибудь. Убедитесь, что свет хорошо виден с разных сторон машины - камаз может попытаться проехать по второстепенной дороге "поперёк" сразу после передней машины. Убедитесь, что свет хорошо заметен и с высоты маленькой машины, и с высоты камаза. Залезьте на дерево, чтобы проверить - я, в общем-то, не шучу. Издалека камаз не сможет вас хорошо разглядеть, и если вы пропадёте из видимости, когда он подъедет близко - далеко не факт, что он всё поймет. Там водитель тоже уставший, неизвестно, сколько километров он сегодня отмотал. Если не получается создать нормальную подсветку, или лазить ночью по деревьям неохота - ложитесь спать. Утром проснётесь усталые, замёрзшие, но целые.
Если есть возможность - цепляйте трос по диагонали, лучше от левого угла передней машины к правому углу задней. Это уменьшит рывки, и заднему будет легче выглядывать вперёд, контролируя общую обстановку, и предугадывая внезапное торможение.
Во время буксировки
Во время буксировки передний должен всё время помнить, что его машина теперь в 3 раза "длиннее", и соответственно рассчитывать все маневры. Трогаться плавно, без рывков. Сперва потихоньку проехать вперёд, чтобы трос натянулся, а потом уже аккуратно трогаться вдвоём. Не все это сразу понимают. Тормозить тоже плавно, чтобы и задний успел затормозить. И почаще смотреть в зеркало.
Задний должен следить за тросом - тот любит лечь на дорогу, испачкаться, и залезть под колёса. Надо стараться тормозить синхронно с передним, чтобы трос не провисал. Некоторые советуют тормозить только задним: передний лишь чуточку нажимает на тормоз, чтобы стопы загорелись, а задний, увидев это, тормозит обоих. Ну не знаю... если хотите - попробуйте, только договоритесь об этом заранее.
Ещё заднему надо следить, чтобы другие машины не пытались вклиниться между ним и передним. Проверьте, что звуковой сигнал работает нормально, продуйте лёгкие, обновите запас крепких выражений. Если звуковой сигнал не работает - возьмите в салон палку с привязанной на конце красной тряпкой. Или веник. Да! Возьмите лучше веник - это ошеломит противника. И примотайте его изолентой к палке, чтобы можно было отгонять через пассажирское окно. Когда в пробке между вами начнёт влазить машина с громкой музыкой из другого ряда - вы поймёте, что зря не прислушались к этому совету.
Довольно часто аварийку включают на обоих машинах - и на передней, и на задней. С одной стороны - так лучше видно, что едут машины на сцепке. С другой стороны - передний не может обозначать свои маневры поворотниками. Кроме того, чтобы увидеть аварийку, надо, чтобы оба поворотника попали в поле зрения. Если другой водитель смотрит сбоку, и второй поворотник не видит - он может подумать, что машина собирается поворачивать, или перестраиваться в его сторону. Напомню: по правилам - аварийка только у заднего.
Кстати, а вы помните, что можно показывать сигнал поворота руками? Рука вытянута в окно - поворачиваю туда. Для убедительности можно еще указательный палец вытянуть - мол, показываю, а не просто так руку в окно высунул. Рука в окно согнута вверх - поворачиваю в другую сторону. Тут палец будет неуместен (получится - "взлетаю"), лучше сделать ладошку. Не все поймут, но некоторые водители всё же знают эти жесты - и будут благодарны, если задний заранее покажет таким образом левый поворот. Только берегите руку от других машин и мотоциклистов.
Ну и как обычно - следите за дорогой, другими машинами, знаками, светофорами, пешеходами, собаками, голубями, и т.д. Не волнуйтесь, но и не расслабляйтесь. Ещё раз напомню - у буксируемого руль и тормоза станут тяжелее. Удачи!
Заключение
В общем, в буксировке нет ничего сверхъестественного, и каких-либо суперспособностей не требуется. Если вы нормальный адекватный водитель, а особенно если молоды и не боитесь приключений - то вполне справитесь. Коротко напомню основные моменты:
- уверенность во втором водителе;
- правильный трос с флажками/щитками;
- обо всём договориться перед началом движения, можно зачитать вслух эту статью;
- у переднего ближний/дальний, у заднего аварийка и габариты (ночью) или ближний (днём);
- ехать плавно, аккуратно, и внимательно.
И главный совет: сперва подумайте, точно ли вам это надо. Как говорят самураи: "предотвращённая схватка - это выигранная схватка". Если вам важнее безопасно доставить машину в нужное место, без неприятных случайностей, в целости и сохранности - будет лучше вызвать эвакуатор.
(смотреть 4:25 - 4:55)
Поэтому дополню раздел "подготовка": кроме троса в багажнике, надо заранее иметь при себе телефон эвакуатора. И если машина внезапно заглохнет - вы сможете принять решение самостоятельно, а не под давлением обстоятельств: либо ехать на буксире, либо переложить все проблемы на специально подготовленных людей. Вот прямо сейчас занесите контакты хорошего эвакуатора себе в телефон, если их там ещё нет. И тогда вы будете полностью готовы "выиграть схватку" со внезапной поломкой!
Что такое плохой эвакуатор, и чем он отличается от хорошего, можно почитать здесь.
RaceExpress выражает признательность автомобильному порталу car72.ru за помощь в подготовке этой статьи.